Государственный надзор за деятельностью субъектов страхового дела - страховой наздор

Государственный надзор за деятельностью субъектов страхового дела (далее – страховой надзор, страхнадзор) осуществляется в целях соблюдения ими страхового законодательства, предупреждения и пресечения нарушений участниками отношений страхового законодательства, обеспечения защиты прав и законных интересов страхователей, иных заинтересованных лиц и государства, эффективного развития страхового дела. Такую деятельность осуществляет Федеральная служба страхового надзора

Страховой надзор включает в себя:

  1. лицензирование деятельности субъектов страхового дела, аттестацию страховых актуариев и ведение единого государственного реестра субъектов страхового дела, реестра объединений страхового дела. Право на осуществление деятельности в сфере страхового дела предоставляется только субъекту страхового дела, получившему лицензию. Лицензирование деятельности субъектов страхового дела осуществляется на основании их заявлении и документов, представленных в соответствии с Законом. Для получения лицензии на осуществление добровольного и (или) обязательного страхования, взаимного страхования соискатель лицензии представляет в орган страхового надзора:
    1. заявление о предоставлении лицензии;
    2. учредительные документы соискателя лицензии;
    3. документ о государственной регистрации соискателя лицензии в качестве юридического лица;
    4. протокол собрания учредителей об утверждении учредительных документов соискателя лицензии и утверждении на должности единоличного исполнительного органа, руководителя (руководителей) коллегиального исполнительного органа соискателя лицензии;
    5. сведения о составе акционеров (участников);
    6. документы, подтверждающие оплату уставного капитала в полном размере;
    7. документы о государственной регистрации юридических лиц, являющихся учредителями субъекта страхового дела, аудиторское заключение о достоверности их финансовой отчетности за последний отчетный период, если для таких лиц предусмотрен обязательный аудит;
    8. сведения об единоличном исполнительном органе, руководителе (руководителях) коллегиального исполнительного органа, главном бухгалтере, руководителе ревизионной комиссии (ревизоре) соискателя лицензии;
    9. сведения о страховом актуарии;
    10. правила страхования по видам страхования, предусмотренным настоящим Законом, с приложением образцов используемых документов;
    11. расчеты страховых тарифов с приложением используемой методики актуарных расчетов и указанием источника исходных данных, а также структуры тарифных ставок;
    12. положение о формировании страховых резервов;
    13. экономическое обоснование осуществления видов страхования.

    Принятие решения о выдаче лицензии или об отказе в выдаче лицензии осуществляется органом страхового надзора в срок, не превышающий 60 дней с даты получения органом страхового надзора всех документов для получения лицензии.

    Основанием для отказа соискателю лицензии в выдаче лицензии являются:
    1. использование соискателем лицензии – юридическим лицом, обратившимся в орган страхового надзора за лицензией, полного или краткого наименования (фирменного наименования), повторяющего частично или полностью наименование субъекта страхового дела, сведения о котором внесены в единый государственный реестр субъектов страхового дела. Данное положение не распространяется на дочерние и зависимые общества субъектов страхового дела - юридических лиц;
    2. наличие у соискателя лицензии на дату подачи заявления об осуществлении дополнительных видов добровольного и (или) обязательного страхования, взаимного страхования неустраненного нарушения страхового законодательства;
    3. несоответствие документов, представленных соискателем лицензии для получения лицензии, требованиям настоящего Закона и нормативным правовым актам органа страхового надзора;
    4. несоответствие учредительных документов требованиям законодательства Российской Федерации;
    5. наличие в документах, представленных соискателем лицензии, недостоверной информации;
    6. наличие у руководителей (в том числе единоличного исполнительного органа) или главного бухгалтера соискателя лицензии неснятой или непогашенной судимости;
    7. необеспечение страховщиками своей финансовой устойчивости и платежеспособности в соответствии с нормативными правовыми актами органа страхового надзора;
    8. наличие неисполненного предписания органа страхового надзора;
    9. несостоятельность (банкротство) (в том числе преднамеренное или фиктивное банкротство) субъекта страхового дела - юридического лица по вине учредителя соискателя лицензии.

    Аннулирование лицензии или отмена решения о выдаче лицензии осуществляется в случае:

    • непринятия соискателем лицензии мер для получения лицензии в течение двух месяцев со дня уведомления о выдаче лицензии;
    • установление до момента выдачи лицензии факта представления соискателем лицензии недостоверной информации.

  2. контроль за соблюдением страхового законодательства, в том числе путем проведения на местах проверок деятельности субъектов страхового дела, и достоверности представляемой ими отчетности, а также за обеспечением страховщиками их финансовой устойчивости и платежеспособности;
  3. выдачу в течение 30 дней в предусмотренных настоящим Законом случаях разрешений на увеличение размеров уставных капиталов страховых организаций за счет средств иностранных инвесторов, на совершение с участием иностранных инвесторов сделок по отчуждению акций (долей в уставных капиталах) страховых организации, на открытие представительств иностранных страховых, перестраховочных, брокерских и иных организаций, осуществляющих деятельность в сфере страхового дела, а также на открытие филиалов страховщиков с иностранными инвестициями;
  4. разработку и утверждение нормативных и методических документов по вопросам деятельности субъектов страхового дела;
  5. обеспечение в установленном порядке реализации единой государственной политики в сфере страхового дела.